Как работает МПС «Северная» в Хабаровске увидели депутаты Законодательной думы

Российские власти всерьез занялись проблемой вторичной переработки мусора.

Время 12:15  |  Дата 26.07.2018

Одним из приоритетных вопросов государственной политики в России с недавних пор стала вторичная переработка отходов. Однако ее реализации мешает серьезная проблема — в стране отсутствует централизованная система раздельного сбора мусора. С грядущим введением новых правил – с 1 января 2019 года - вопрос актуализировался во многих регионах страны, где начали активно изучать существующий мировой и российский опыт. Так, делегация, состоящая из депутатов Законодательной думы Хабаровского края, представителей общественного совета при краевом парламенте и журналистов посетила мусороперегрузочную станцию «Северная», чтобы познакомиться с опытом функционирования предприятия, сообщает «Открытый город».

Задачу вторичной переработки мусора научились эффективно решать в развитых странах. В России попытки внедрить сортировку отходов и раньше предпринимались, но не все они были удачные. Сейчас власти серьезно подошли к реформированию отрасли, утвердив во всех 85 регионах страны территориальные схемы обращения с отходами. Поэтапно вводится запрет на захоронение отходов, подлежащих вторичной переработке. Заработает новая система обращения с отходами – в регионах должны появиться региональные операторы, которые замкнут на себе всю цепочку по сбору, сортировке, захоронению неперерабатываемых отходов и отправке вторсырья на переработку.   На территории Хабаровского края по результатам конкурсного отбора статус регоператора по обращению с ТКО получило ООО «Хабавтотранс-ДВ». Региональный оператор будет обязан обеспечить сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории региона в соответствии с Территориальной схемой самостоятельно и (или) с привлечением операторов по обращению с отходами.

 В настоящее время в Хабаровске современным оборудованием оснащены две мусороперегрузочные станции (МПС) –«Северная» и «Южная». Изначально их планировалось построить три, однако опыт эксплуатации «Северной», введенной в строй в 2011 году показал, что на 600- тысячный Хабаровск и близлежащие районы с лихвой хватает и двух. Современное американское оборудование, установленное на предприятии, позволяет перерабатывать 350 тонн отходов в день и до сих пор работает без единой поломки. Объект строился 2,5 года и обошелся городской казне в 600 млн рублей. Все здесь оснащено по последнему слову техники, что позволяет максимально автоматизировать процесс, привлекая минимальные кадровые усилия, с гордостью отмечает директор АО «Спецавтохозяйство» г. Хабаровска Алексей Изотов.

«Два пресса каждый размером 2 на 2 метра ежедневно уплотняют мусор. Один кубический метр отходов весит примерно 800 кг, это приличное уплотнение. Срок амортизации оборудования уже заканчивается, мы планируем закупать новое. Вся техника, задействованная в процессе транспортировки отходов на полигон, работает на природном газе. Ежедневно в смену выходит 3 машины. Вывозится около 350 тонн отходов в сутки, летом больше – до 450 тонн, в субботники вывозим до 1 000 тонн отходов. Производительность этой станции позволяет работать с нагрузкой в 100%», - отмечет Алексей Изотов.

На МПС мусор спрессовывается, упаковывается, грузится в морской контейнер и транспортируется на полигон твёрдых коммунальных отходов, расположенный в 72 км от краевой столицы - на 61-м км трассы «Хабаровск – Находка». Полигон, как и МПС, действующий с 2011 года, обошелся городской казне в 470 млн рублей. Ежедневно здесь принимают от 300 до 450 тонн мусора в сутки. Полигон раскинулся на 51 га и запаса прочности ему хватит на несколько десятилетий. Он соответствует всем общероссийским санитарным требованиям и позволяет жителям Хабаровска и прилегающих районов надолго забыть о проблеме переработки и утилизации мусора.

«Мы принимаем 70% отходов с территории Хабаровска. Плюс работает полигон на Ильинке. Однако здесь существуют проблемы. По 89 - ФЗ сбор, прием и захоронение ТКО имеют право осуществлять предприятия, занесённые в государственный реестр объектов размещения отходов. К сожалению, Ильинку пока не внесли в территориальную схему, которая будет действовать с 1 января 2019 года. Если этого не произойдет, нагрузка на нас усилится. Работа полигона рассчитана примерно на 100 лет, но если обслуживать весь край, то срок, конечно, сократится», - комментирует Алексей Изотов.

Главным спором экспертного сообщества на сегодняшний день является вопрос захоранивать или сжигать мусор. Оба способа имеют определенные экологические и экономические последствия. И здесь главным примером стал передовой американский опыт. По словам Алексея Изотова, технологию вывоза мусора Хабаровск взял с 3 - миллионного Сиэтла, где мусор вывозят в пустыню, расположенную за 500 км от города. Спрессованные и отсортированные отходы здесь транспортируют в морских контейнерах дважды в день - утром и вечером. Впрочем, объехав Европу, Корею, Японию, США, а также практически всю Россию, Изотов сделал вывод – захоронение отходов пока является лучшим способом утилизации.

«Доказано, что сжигать отходы стоит в 10 раз дороже, чем их захоранивать. Когда нам говорят строить мусоросжигающие заводы, я прошу подумать, будет ли это экономически выгодно? Оборудование по газоочистке воздуха стоит около 90% всех затрат. Американцы от нее отказались, сейчас захоранивают отходы. А наши продолжают строить мусоросжигающие заводы. Да, может быть для Москвы это объективно, а городам поменьше не стоит этим заниматься, так как земли достаточно. Конечно, имея ввиду тот факт, что на некоторое время она выходит из обращения», - говорит Изотов.

Одна из главных проблем региона заключается в том, что проблема с утилизацией мусора цивилизованно решена только в краевой столице.

 «Мы построили МПС в 2011 году, тогда был подъем экономики в России, деньги нашлись, спасибо мэру Хабаровска Александру Соколову. Такие объекты необходимы во всем регионе. Однако сейчас в силу экономической ситуации сделать это достаточно непросто», - комментирует Изотов.

Опыт работы мусороперегрузочной станции «Северная» депутаты предложили распространить на Комсомольск-на-Амуре. По словам Алексея Изотова, вопрос с утилизацией мусора здесь назрел давно. Сейчас отходы тут сжигают.

«Надо брать пример с Хабаровска. Затраты на оборудование включать в федеральную схему финансирования, а городские власти настраивать на работу по апробированной схеме, тем более, что она себя уже технологически оправдала», - отметил вице-спикер краевого парламента Юрий Матвеев.

Однако положительный мировой опыт не всегда находит применение в России. Так, в стране до сих пор не отлажена система раздельного сбора мусора, которая является основой для вторичной переработки. Ярким примером здесь стал Хабаровск. Сколько местные власти не пытались внедрить систему – толку ноль.

«Как делают в США? Они поставили перед домом два контейнера. Если кто-то выбросит мусор не в тот, сразу сообщат куда следует и человека оштрафуют. Контейнер с отсортированным мусором вывозят бесплатно, а второй, который со всеми отходами – за плату. Таким образом, если вы не будете сортировать, то будете платить в два раза больше. Метод кнута и пряника. Согласно статистике, в штатах за 10 лет количество отходов, вывозимых на полигон, сократилось в два раза. При этом величина платежа осталась прежней. Надо брать с них пример», - говорит Алексей Изотов.
И дело не в русском менталитете, якобы не позволяющему человеку тратить силы и время на раздельный сбор мусора, а в экономической составляющей. Отсортированные отходы просто никому не нужны. Так, директор ООО «Радуга» Александр Казаков, который нашел инвесторов и организовал процесс сортировки мусора на МПС «Северная», едва сводит концы с концами. Отсортированный мусор реализовать крайне тяжело.

«На территории края удается продать лишь картон и металл. Остальное гоним на запад, но желающих приобрести — немного. Нам даже пришлось отказаться от сбора малопопулярных видов вторсырья. Например, 15 тонн мешков лежат на складе больше года. Большая часть сортированных отходов в крае направляется на переработку в западную часть России. На Дальнем Востоке мы работаем с предприятием Уссурийска по переработке макулатуры и небольшой объем пластика на переработку закупают в Хабаровске», - поясняет Александр Казаков.
«Я ярый противник сортировки отходов на территории Хабаровска, потому что деть отсортированные отходы некуда. Вот нашёлся один молниеотвод, который и работает практически себе в убыток. Часто меняется коллектив, который занимается этим грязным неприглядным трудом. Все крайне нерентабельно. Перспектива очень туманна, особенно для отдаленных районов. Возьмите Якутию, Охотск, куда везти отсортированное? Сейчас больше вопросов, чем ответов. Думаю, что к сортировке мусора мы приблизимся не скоро, потому что нет здесь денег, вообще никаких», - добавил Алексей Изотов.

С руководством предприятий согласна и председатель комитета по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Евгения Арефьева.

«Мнение руководителя МПС соответствует тому, что мы постоянно обсуждаем в ходе заседаний думы и на различных площадках. Пока у нас не будет бизнеса, которому нужен этот вторичный мусор, будет пробуксовывать и система раздельного сбора мусора», - заключила Евгения Арефьева.

Больше фото смотрите в разделе ФОТОГАЛЕРЕЯ

А.Ш.


Яндекс.Метрика