Предпринимателям Хабаровского края в закупках поможет информированность

В Законодательной Думе обсудили условия развития субъектов МСП, участвующих в закупках для нужд госкорпораций.

Время 10:40  |  Дата 23.07.2018

Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, участвующих в госзакупках, обсудили на круглом столе в Законодательной Думе края. К участию в дискуссии пригласили представителей местного малого и среднего бизнеса, Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей, «Опоры России», вертикально интегрированных компаний, федеральных и краевых министерств и ведомств. Речь шла о проблемах, с которыми сталкиваются бизнесмены, участвующие в закупках, а также о способах как сделать так, чтобы местные предприниматели составили достойную конкуренцию коллегам из западных регионов страны, сообщает «Открытый город».

Сегодня эта сфера деятельности в стране регулируется двумя федеральными законами №44 и №223. При этом законодательство в сфере закупок постоянно совершенствуется. Так, с 1 января 2017 года крупные заказчики (с объемом годовой выручки более 500 млн рублей) обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 18% годового объема закупок. По информации краевого Министерства экономического развития, количество контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства по государственным закупкам Хабаровского края, за последние три года выросло больше, чем в два раза. В 2017 году их общая сумма составила 336,7 млрд рублей. При этом число местных поставщиков, обеспечивающих закупки, постепенно снижается. Так, из 5,3 тыс только 2,2 тыс было зарегистрировано в крае.

«За последние три года закупки в Хабаровском крае были серьезно нарощены. Их объём увеличился на 64%, при этом их доля у местных поставщиков снизилась на 5%. То есть закупать стали больше, а у наших - меньше. Это не очень хорошая динамика», - комментирует заместитель министра экономического развития Хабаровского края по развитию предпринимательства и рынков Иван Загорский.

Большинство контрактов от заказчиков, а их на территории региона в 2017 году было зарегистрировано 485, уходят за пределы края. Конкуренцию здесь традиционно составляет Москва, которой достаются самые прибыльные контракты, а также некоторые дальневосточные регионы. Местным предпринимателям в итоге приходится довольствоваться малым. По статистике, средняя цена контракта у поставщиков Хабаровского края была в 4 раза ниже, а среднегодовой доход – в 12 раз меньше, чем у конкурентов, зарегистрированных за пределами края.

При этом, как подчеркивает Иван Загорский, местная продукция ничуть не хуже, а временами даже и лучше. Кроме того, она выходит дешевле по себестоимости, ведь ее никуда не нужно везти.

«Конкурентные преимущества Дальнего Востока очевидны. К примеру, в Ярославской области завод производит определенные товары, грузит на железную дорогу, привозит сюда и складирует на 1,5 – 2 года. Когда они нужны, их применяют. Наш производитель может сократить расходы заказчика за счет снижения логистических затрат: перевозка, хранение, содержание, безопасность. Таким образом, все логистические расходы – наше конкурентное преимущество», - подчеркивает Иван Загорский.

Поможет дальневосточным поставщикам также близость к странам АТР и природным ресурсам, что с экономической точки зрения является «первейшей необходимостью для снижения расходов на доставку и переработку», подчёркивает представитель Минэка. Однако держать ухо востро нужно и здесь, на Дальнем Востоке, ведь контракты рискуют уйти к соседям – в Якутию и Приморский край.

«Это серьезные конкуренты. И если мы сейчас не начнем заниматься 223-ФЗ, то заводы по производству продукции для нужд всего Дальнего Востока будут располагаться где угодно, но не в Хабаровском крае. К примеру, производственный сектор в Якутии развит больше. Поэтому нам нужно наверстывать динамику работы с законодательством», - говорит Иван Загорский.

Председатель постоянного комитета Думы по бюджету, налогам и экономическому развитию Наталия Пудовкина поинтересовалась, смогут ли местные предприниматели договориться с дальневосточными коллегами.

«Сегодня соседи наступают на пятки. Нам нужно работать с точки зрения разделения рынка. Мы можем идти своим путем, они - своим. Мы в Хабаровском крае будет производить одно, во Владивостоке - другие специализации и товары», - рассуждает Наталия Пудовкина.

«Договориться, конечно можно, но конкуренция на то и конкуренция, что сегодня они набрали сил, дав возможность развиться по какой-то группе товаров, а завтра оборота станет мало, и они будут вести конкурентную борьбу. Честную, но конкурентную», - отметил он.

В то же время крупные заказчики и рады стимулировать предпринимателей на местах, но они жестко ограничены законом.

«Мы не можем вставлять какие-то препоны ради создания благоприятного климата для малого и среднего предпринимательства на территории Хабаровска, - говорит заместитель генерального директора по экономике и финансам филиала ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Востока Александр Пашков. - Движение должно быть с двух сторон: мы готовы информировать малое и среднее предпринимательство, но хотим, чтобы они более качество готовили документы на участие в торгах».
«Без совершенствования 223-ФЗ, в который с 2011 года постоянно вносятся коррективы, движения не будет. Сейчас Министерству по развитию Дальнего Востока сформулировано предложение уравнять неконкурентную среду для наших предпринимателей, предоставив определенные преференции. Указ Президента говорит о том, что у всех должны быть равные условия, но мы-то с вами знаем, что это не так», - добавляет Наталия Пудовкина.

Главная причина отсутствия заказов у местных предпринимателей – это недостаточная информированность, а также несовершенство законодательства, констатируют эксперты.

«Мы столкнулись с огромным количеством недоработок в привычных подходах. К примеру, существующие классификаторы не отражают до конца суть производимого материала. Другими словами, если наше предприятие делает какие-то резцы определённой марки из определенного материала, его может не быть в каталоге заказчика. То есть его вообще не рассматривают как поставщика. Хотя такой резец может быть и по качеству, и по долговечности, и по цене лучше того, который используется», - продолжает Иван Загорский.

Согласны с правительством и заказчики, в один голос утверждающие, что главная причина – плохая информированность игроков рынка. Ведь зачастую поставщики просто не знают о проводимых торгах. «Надо поработать по доступности. Многие условия закупки просто неизвестны нашим контрагентам», - говорит первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадий Нестерук.

В правительстве края уже разработан проект по развитию закупок по 223-ФЗ, главной задачей которого, по словам Загорского, является привлечение дополнительных денег для местных поставщиков. Цель проекта – увеличение общего объема закупок на 1 млрд рублей до 2020 года. По расчетам экономистов, дополнительный миллиард благотворно отразится на краевой экономике. Только от налоговых доходов прибыль составит около 12%.

«Наше предложение для изменения ситуации – работа с федеральным законодательством. Приоритизация продукции поставщиков с Дальнего Востока в рамках развития региона», - заключает Иван Загорский.

«Вопрос закупок достаточно сложный. Он завязан на законодательной базе, экономике, стоимостных характеристиках, способности выполнять серийные заказы. В Хабаровском крае должна быть постоянно работающая в этом направлении структура, в регионе все для этого есть. У крупных заказчиков уже сложилась система закупок, из рамок закона не выходят и требуемые проценты выдерживают. Но мы-то понимаем, что остаемся на остаточном принципе, а так быть не должно. Мы должны идти вровень с предприятиями запада, а местные предприниматели должны развиваться», - заключил первый заместитель председателя Думы Юрий Матвеев.

А.Ш.

 


Яндекс.Метрика