В Хабаровске давно назрела необходимость создания музея ретроавтомобилей
Директор клуба «Авторетро-100» Анатолий Насыров, отмечающего 20-летний юбилей, рассказал о его становлении и перспективах развития.
Время 18:10  |  Дата 28.10.2016

26 октября 2016 года исполняется 20 лет со дня образования клуба «Авторетро», любимого многими хабаровчанами. Именно в этот день в 1996 году в Хабаровске состоялся первый автопробег ретромашин. Сегодня клуб носит название «Авторетро-100». Без его участия не обходится ни одно крупное мероприятие в дальневосточной столице, будь то парад или День города. О прошлом, настоящем и будущем клуба «Открытому городу» рассказал его основатель и бессменный руководитель Анатолий Насыров.

От развалившегося грузовика – к уникальной коллекции

- Расскажите, с чего началось ваше необычное увлечение?

- Автомобили всегда были моей страстью. Бывая в разных городах страны, я нередко видел различные клубы ретроавтомобилей, а когда в 1993 году возглавил учебный комбинат автотранспорта, задумался о создании такого клуба в Хабаровске на полном серьезе. Думаю, в тот момент необходимость создания такого клуба назрела – то тут, то там по городу ездили хабаровчане на старинных машинах. Их нужно было объединить в клуб любителей автостарины. Для этого было все необходимое – люди-энтузиасты, сплоченные этой идеей и помещения, где можно было бы хранить обширную коллекцию.

- Какой экспонат в ней был первым?

- «ЗИС-5» - грузовой автомобиль 1942 года выпуска. Мы его нашли в Николаевке, где он стоял на даче у тогдашнего хозяина. В кузове росла тыква, от машины, по сути, остался один только остов. Мы его восстановили. Он принял участие в первом автопробеге, который мы проводили к 100-летию автомобильного транспорта России. Всего в пробеге участвовали 14 автомобилей, чьи владельцы откликнулись на мое объявление в газете. Автопробег состоялся 28 октября 1996 года – эту дату мы и считаем, как день основания клуба «Авторетро».

DSC06136.JPG

Возраст ретро не помеха

- В каких еще мероприятиях принимал участие ваш клуб?

- В год у нас проходит до 30 выездов. Это регулярные автопробеги, акции, участие в фестивале автоэкзотики. Есть и исторические мероприятия с участием нашего клуба. Так, в 2000 году в честь открытия автомобильного моста через Амур состоялся первый продолжительный автопробег по маршруту Хабаровск – Биробиджан. В 2003 году наши ретромашины проехались по маршруту Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, куда нас пригласили на 70-летний юбилей КнААПО. Это был наш самый протяженный по километражу пробег, более 800 километров. Но наши автомобили выдержали его, еще раз подтвердив, что находятся в отличном состоянии.

Помимо этого наши автомобили ежегодно принимают участие в таких крупных городских мероприятиях, как парады и праздничные шествия в честь Дня рождения Хабаровска. Всего на счету клуба 17 парадов, включая первый парад 2 сентября, проведенный в честь 70-летней годовщины победы над милитаристской Японией в прошлом году.

Отдельно стоит упомянуть масштабную акцию «Звезда нашей Великой Победы», к которой в 2015 году присоединился наш клуб. Легендарный автомобиль «Победа» 1956 года выпуска преодолел расстояние до Москвы. Любопытно, что в столице на Красной площади машину оштрафовали. «Письмо счастья» я с тех пор бережно храню ради истории.

25_06_08 018.jpg

Досчитай до ста

- В чем важность такой работы?

- Это не только интерес мой или моих сотрудников. Каждая наша выставка, каждый наш пробег вызывает неподдельный интерес у горожан – и у молодежи, и у пожилых людей. У ветеранов даже появляются слезы на глазах, когда они вспоминают на каких машинах прошли через войну. Нужно об этом помнить, это часть патриотического воспитания и само собой, автомобильная история.

- Сколько сейчас в вашей коллекции автомобилей? Что это за раритеты?

- На сегодняшний день 75 штук. Это отечественные машины военных лет, линейка «Москвичей» от 400-го до 428-го, тематическая подборка спецмашин – милицейские автомобили, скорая помощь, пожарная техника. Есть мотоциклы, а также зарубежные автомобили – их немного, в основном это те машины, которые доставлялись на Дальний Восток по ленд-лизу и с тех пор здесь и остались. Впрочем, мы стремимся расширять нашу коллекцию. Новое название нашего клуба «Авторетро-100» - мы идем к тому, чтобы у нас было 100 ретроавтомобилей. Таким числом мы хотим проехать по центральным улицам города.

- Самый старый автомобиль клуба, насколько мы знаем, «Опель Олимпия»…

- Да, этот автомобиль - настоящий раритет, год его выпуска – 1932-й. Считается, что это прародитель отечественного «Москвича». Я нередко видел это авто в городе. По словам его бывшего хозяина, он отобрал машину в качестве трофея у немца, когда партизанил в годы войны в Белоруссии. Когда владелец машины умер, нам позвонила его супруга и передала «Опель» нам в дар.

Музею быть или не быть

- Вы не раз говорили о создании в Хабаровске музея ретроавтомобилей. Каким вы его видите?

- Необходимость в создании такого музея в Хабаровске назрела уже давно. Сейчас увидеть эти уникальные автомобили хабаровчане и гости города могут только в теплое время года. Музей же будет работать круглогодично, и посещать его смогут дети, взрослые, жители Хабаровска, иностранные туристы, гости из других городов. В моем понимании это должно быть просторное светлое помещение, застекленное, чтобы экспонаты было видно с улицы. Тематика должна быть соответствующая, автомобильная. На стенах должны висеть картины старых машин. Возле каждого экспоната – информационная табличка с указанием марки автомобиля, года выпуска, техническими характеристиками, краткой историей и указанием имени того, кто этот автомобиль нашел. Это должен быть современный музей, в который людям интересно будет приходить.

М.М.

Фото Михаила Малышева и из архива Анатолия Насырова.


Яндекс.Метрика